Ниже предложен неполный список возможных сценариев игр:

 

           Захват флага

Самой популярной и наиболее распространенной разновидностью пэйнтбола является игра "Захват флага". В нее
играют везде, где играют в пейнтбол: в местах для отдыха, на клубных встречах и соревнованиях. "Захват флага" можно играть в помещении и на открытом воздухе.Игроки делятся на команды, обычно на две. Каждая команда имеет место старта (без флага) и флаг на этом месте. Чтобы выиграть игру Ваша команда должна взять (захватить) флаг другой команды и принести его назад, на Вашу базу флага. Рекомендуемое игровое время: 15 минут при играх с несколькими новыми игроками на небольших полях, 25 минут при количестве участников до 30 человек, 35 минут для игр свыше 30 играющих. Примечание: во всех случаях рекомендуемое время является приблизительным и часто зависит от размеров поля, опыта игроков и их количества. Более короткие игры предпочтительнее, т.к. можно сыграть большее количество игр. Все организаторы игр имеют свои правила. Когда Вы приезжаете на игровое поле, эти правила объясняются Вам во время инструктажа. Это время перед играми, когда организаторы объясняют правила игры, безопасности и отвечают на вопросы. Правила немного отличаются в каждом отдельном месте, поэтому слушайте внимательно и не стесняйтесь задавать вопросы о том, что Вы не поняли. Правила игры говорят как Вам играть. Например, всегда есть правила касающиеся флага.Тот, кто несет флаг, обычно всегда должен нести его так, чтобы он был виден.Если носитель флага выбит, любой другой игрок из его команды может взять у него флаг и попробовать донести его до базы (правило "живого флага"). Иногда носитель флага, когда он выбит, должен отнести флаг назад, и так до тех пор, пока флаг не будет доставлен на свою базу без поражения игрока (правило "мертвого флага"). Захватывающим моментом игры является поражение
Вашего противника.Если Вы поставили пятно на противника, то игрок должен покинуть игру (это очко в вашу личную копилку!). Определение, что считать поражением так же требует нескольких правил. Почти везде игрок считается пораженным, когда пятно краски на нем размером не менее 5-ти рублевой монеты. Если шарик отскакивает от игрока, игрок продолжает игру. Если шарик разбивается обо что-то рядом, то это называется сплэттер. Сплэттер в большинстве случаев не является поражением, если он не превышает размера 5-ти рублевой монеты.
Tактика --- при игре с небольшим количеством участников, скажем десяти, основной стратегией является послать всех игроков в наступление, не оставив никого в обороне. Оставить защиту, значит ослабить атакующую команду на значительный процент. Оставляя одного человека в обороне, вы тем самым ослабляете свое наступление на 10%. Возможно, что другая команда захватит Вашу базу флага в то же время, когда Ваша команда достигнет их базы. В этом случае Вы можете изменить свой игровой план в соответствии с тем, сколько игроков осталось в Вашей команде после захвата флага противника. С большей командой Вы можете послать одного, двух или более игроков в оборону. Пэйнтбол живая и зрелищная игра, Вы не можете предсказать, как будет играться каждая игра. Игроки каждой команды обычно формируют группы (отделения).Кто-то играет в одиночку. Каждая команда в целом, имеет общий игровой план и каждое отделение посылается в определенную зону (часть поля) с заданием активно атаковать (наступать) или как блокирующая группа.


           Aренабол
Aренабол - это пэйнтбол, играемый на огороженной площадке (арене).Размер арены обычно около 60 ярдов/метров
на 40 ярдов/метров, с установленными нескольким искусственными конструкциями, которые не мешают зрителям
наблюдать за игрой. Aренабол - игра быстрых и активных действий. Конструкции следует делать высокими и узкими, такими, чтобы игрок мог укрываться за ними стоя.Низкие конструкции способствуют скучной игре, с игроками стоящим на коленях и пытающихся скорее укрыться, чем двигаться. Численность команды от трех до семи человек-наиболее оптимальное количество. Игровое время: от пяти до десяти минут.Может играться и "захват флага" с двумя флагами, "футбол" или "поражение". Эта игра также называется "спидбол". Tактика --- Игры аренабола проходят быстро. Когда в Вашей команде больше игроков чем в команде противника, Вы имеете преимущество два к одному в каком-то месте поля и Вашей команде следует извлечь из этого некоторую пользу.


           Aтака и оборона
Это разновидность "Захвата флага", в которой есть только один флаг на одной базе флага, защищаемой одной
командой. Другая команда не имеет базы флага и флага, который нужно защищать. Они просто атакуют. Aтакующая команда побеждает, если они смогли захватить флаг и отнести его на определенную дистанцию от базы флага. Правила игры будут такие же, как в "захвате флага". Рекомендуемое игровое время: менее 10 игроков-10 минут, от 10 до 40 игроков - 20 минут.Большие группы могут играть до 35 минут.
Tактика --- Здесь атакующая команда хочет "прихлопнуть" настолько много защитников, насколько возможно. Окружение базы флага обычно является хорошей тактикой.По некоторым правилам защитники могут выходить со своей базы флага, что делает игру более интересной.


           ФУТБОЛ
Эта разновидность игры подразумевает наличие только одного флага в центре поля. Каждая команда стартует на одинаковом расстоянии от флага.Цель игры: захватить флаг и двигаясь через ряды противника водрузить флаг на его базе.Это как в футболе двигаться к воротам, которые они защищают. Правила те же, что и "Захват флага". Единственной разновидностью игры может быть правило - удержать флаг в команде (без его потери) пока не кончится время игры.Рекомендуемое время: от 10 до 20 минут. Эти игры обычно проводятся в конце дня, когда осталось немного игроков.
Tактика --- Много команд выбирают перед началом игры одного или двух "хватателей" флага. Они даже могут отложить оружие и только бежать к флагу.Если один захватывает флаг, он может принести его назад, где его остальная команда укрепилась. Затем команда перегруппируется и пытается атаковать снова.(Эта тактика не подходит в тех случаях, когда в соответствии с правилами Вы не можете двигаться с флагом назад.). После того, как команда перегруппируется, она наступает и поражает противника, пока флаг не будет установлен на базе противника.


           Поражение
Другая популярная разновидность "Захвата флага" называется "Поражение". Это очень простая игра. Каждая команда пробует поразить всех противников.Команда , потерявшая всех игроков проигрывает игру. Время: короткое (5-10 минут), т.к. обычно играется с ограниченным числом игроков в конце игрового дня.
Tактика --- Тактикой здесь является : получение, по крайней мере, преимущества два к одному против одного из противников. Двоим следует одержать верх над одним, а затем перейти к следующему противнику.


           ТОП ГAН
В конце дня, оставшиеся игроки разводятся на поле в разные места.Цель игры: остаться последним не пораженным участником. Победитель и есть Топ Ган (термин означает высокое личное военное мастерство). Время игры: (5-10 минут).
Tактика --- Некоторые игроки ждут, пока не увидят двух игроков, стреляющих друг в друга. Затем они подкрадываются
к одному из них и легко выбивают его из игры.Другие же просто прячутся и дают возможность другим игрокам
поражать друг друга, а затем выходят из укрытия и смотрят, что они будут делать дальше.

           Лиса и гончие
Разновидность "Поражения", иногда называют "гончие и кролики", когда два или три игрока преследуются остальными. Обычно команда "лис" стартует первой и уходит со своей базы флага перед стартом остальных игроков, что в целом делает игру более интересной для обеих команд. "Лисы" выигрывают, если они поразили всех "гончих", а "гончие" выигрывают при поражении всех "лис".Время игры: 15-20 минут.
Tактика --- Команда "лис" может кружить не обнаруженной вокруг базы "гончих" и устраивать на них засады. Команда "лис" часто направляется в густой кустарник, где их тяжело обнаружить и устраивает там засаду. "Лисам" тяжело выиграть открытую перестрелку т.к. их меньше. "Гончие" предпочитают растягивать свои ряды пока не найдут "лису", затем поразить ее всей командой и дальше искать следующую.Для "гончих" очень важно держать связь между собой, для того чтобы дать знать другим членам команды о найденной лисе.

 

           Хищник
Разновидность "Лисы и Гончих", где игрок, пораженный командой "лис" сам становится "лисой". Иначе говоря, когда
"гончая" поражена, она становится "лисой" и команда "лис" растет. При повторном поражении "лисы" игрок выбывает
из игры. Правило двух поражений позволяет тем,кто играет "лису" сначала так же оставаться на поле до двух
поражений. Игра продолжается до тех пор, пока все "гончие" или "лисы" не будут выбиты.
Tактика --- Команда "лис" должна увеличиваться насколько возможно быстро, а значит и играть соответственно. Также фактор неожиданности может внезапно добавить несколько игроков в команду "лис".


           Пинк
Это разновидность "Захвата флага" начинается с двумя основными командами, имеющими нарукавные повязки разных цветов. Рекомендуемое время: 20 минут при 40 игроках, 35 минут при большем количестве. Каждая команда имеет базу с флагом, которую нужно защищать и цель захватить и удержать флаг противника. В начале игры "розовые" могут находиться в любой части поля, так как они имеют предварительный старт.Каждый игрок любой команды, пораженный "розовыми", уходит с поля, получает розовую повязку и возвращается в игру. У "розовых" нет своей базы флага. Любая из трех команд может выиграть, захватив и удержав флаг. Пораженные в первый раз любой из основных "розовых" выходят с поля, а затем возвращаются в игру. Остальные "розовые" при поражении выбывают из игры.
Tактика --- Две основные команды стремятся захватить флаг насколько возможно быстро, потому что их количество
уменьшается, а "розовых" становиться все больше.Когда команда "розовых" становиться сильной, они могут захватить любой флаг и выиграть игру т.к. основные команды ослаблены. Основные "розовые" могут сделать засаду на одну из команд и поразить насколько возможно много игроков после начала игры, потому что даже в случае поражения обоих "розовых" они повторно могут выйти на поле со всеми игроками, кого они уже поразили.

 

           Резня
Эта игра соревновательного плана играется с одновременным участием нескольких команд. Каждая имеет место старта (базу). Количество игроков в команде обычно не более семи человек. Цель игры убить всех.


           Десяток
Эта игра может играться в любом варианте. Обычно играется в количестве игроков в каждой команде не более 10-ти. Каждый игрок имеет только десять выстрелов. В некоторых случаях правила позволяют вам подбирать целые шарики с земли и стрелять ими. Эта игра называется дюжина (12 выстрелов).Победителем считается команда, у которой к концу игры осталось наибольшее количество игроков. Игра продолжается обычно от трех до пяти минут.
Tактика --- Не промахиваться. Целься!


           Единичный выстрел
Эта разновидность "Десятка" не позволяет игрокам иметь магазины для шариков (фидеры). Каждый шарик должен заряжаться отдельно.Количество шариков может быть как ограниченным, до 10-20 штук, так и неограниченным. Рекомендуемое время: 20 минут при 40 игроках, 35 минут , если их больше 40. Tактика --- Чтобы хорошо играть эту игру , нужно иметь возможность быстро и легко доставать шарики. Держа их в кармане следите за тем, чтобы они не разбились, когда Вы ползете, прыгаете или ударяетесь о временное укрытие. Держите три или четыре шарика в руке. Хорошее знание Вашего оружия - отличное подспорье, независимо от того используете ли Вы полуавтомат или помпу.Считайте каждый выстрел.Цельтесь! Когда Вы играете в другие игры, обычно целятся далеко не всегда.


           Воскрешение
В этой игре, пораженному игроку разрешается вернуться на свою базу или на специальный пункт и "воскреснуть". Он стирает с себя пятно краски.Затем игрок возвращается в игру. Одна из разновидностей этой игры называется "Коробка наказаний", где игрок находится от одной до пяти минут перед тем, как снова выйти на поле. Большие игры, продолжающиеся несколько часов, могут иметь время перед выходом на поле от 15 до 30 минут. "Футбол"
превращается в хорошую игру при использовании правила воскрешения. Продолжительность: 20-35 минут.Игрок может взять еще шариков и СО-2 в в любое время, когда он выбит и может выйти из игры, в любое время, по своему желанию.Когда команда выигрывает игру, начинается другая игра.
Tактика --- Просто дуркуйте! В соответствии с большинством правил, Вы можете вернуться в игру довольно быстро,
поэтому Вы можете особенно не бояться быть пораженным окончательно. Играйте уверено и много стреляйте.


           Большая игра
Большая игра (мегагейм) требует большого количества игроков.Их может быть 1000 или всего лишь 40, но при этом будут играться разные разновидности. Игровое поле, часто в этом случае больше, чем обычное, комбинируется из двух или более обычных полей. Обычно на поле несколько баз флага. Очки начисляются за контроль базы в установленное время, скажем 10:00; 11:00 и т.д. и может учитываться, как много члены команды были поражены. Есть очень много соображений как играть "Большую Игру" и нет никакой определенной рекомендации какой разновидности игры следовать. Большинство "Больших игр" играются целый день. Они могут продолжаться три или четыре часа до обеда и столько же после, или идти от шести до восьми часов без перерыва. Иногда проводятся 24-х часовые игры. Игроки могут выходить из игры на перерыв в любое время с различными вариациями (зависит от организаторов).Все пораженные игроки выходят на некоторое время из игры и ждут разрешения вернуться в игру.
Tактика --- Тактику "Большой игры" тяжело рекомендовать. Держитесь своих друзей насколько возможно долго, и когда Вы не можете, заводите себе новых.


           Пленные
Игроки должны спасти захваченных товарищей. Количество команд-2 Необходима зона каждой команды для начала игры и зона для пленных около зоны начала игры каждой команды. Время - до 30 мин.

    1. Если игрок поражен, он идет в зону пленных команды соперника (например: игрок синих идет в зону пленных рядом с базой красных). 
    2. Пораженный игрок должен оставаться в зоне пленных до тех пор, пока один из игроков его команды не коснется его. 
    3. После того как пленный осален игроком своей команды он может вернуться в игру. 
    4. Каждый игрок, находящийся в зоне пленных, должен быть осален, чтобы считаться свободным. 
    5. Команды могут оставлять позади своих игроков, чтобы охранять зону пленных. 
    6. Все игроки начинают игру от своих баз и не могут покинуть ее до начала игры. 
    7. Пораженные игроки не могут ни словом ни жестом указывать направление или месторасположение игроков команды соперника.

Победы:
Возможны 2 варианта победы в этой игре:

    1. вариант - все игроки команды соперника находятся в вашей зоне пленных. 
    2. вариант - большая часть игроков соперника находится в ваше зоне пленных после окончания времени игры.

Tактика --- Самая лучшая тактика: поразить-убегать. Когда вы немного постреляли лучше убежать. Охрана должна быть размещена в вашей зоне пленных, она должна предотвратить возможность осаливания пленных. Если соперник недалеко от пленного, вы должны быть готовы поразить пленного, если он входит в игру.Когда осалили пленного будьте готовы, что он также может осалить своих товарищей, чтобы они снова вошли в игру. Пленные, - будьте готовы сразу вступить в игру, после того как вас осалили.


           Охрана президента
Эта игра, как и большинство других, имеет несколько разновидностей. В игре участвуют две команды. Число игроков не ограничено. Возможны два варианта этого сценария. Первый, когда в каждой команде имеется свой президент. Цель каждой команды - довести своего президента до базы противника в целости и сохранности. Там президент должен взять флаг противника и доставить его на свою базу. Второй вариант сценария проще. Президент один. Вторая команда лишена этого признака истинно демократического общества и состоит сплошь из террористов. Террористов, как правило, меньше. Команда проигрывает, и игра заканчивается в тот момент, когда ее президент оказывается пораженным. Во время игры президент должен быть хорошо заметен. Для этого на него надевают в зависимости от времени года красную бейсболку или ушанку.
Tактика ---Для террористов. Пропустить противника через свои ряды без единого выстрела. И неожиданно напасть,
возможно, сняв президента единственным выстрелом.Для охранников. Разделиться на две группы. Одна должна двигаться впереди, прочесывая местность. Вторая группа не отходит от президента. В крайнем случае всегда можно встать плечом к плечу и прикрыть его собственными телами. Однако лучше отстреливаться. Для президента. Не высовываться, как это ни прискорбно. Слиться с пейзажем. Но полагаться только на меткость своих телохранителей опасно. Не повредит и самому время от времени метко стрелять.
И т.д......